Отключение от сетей централизованного отопления и возможности установки индивидуального отопления

24.01.2017

Отключение от сетей централизованного отопления и возможности установки индивидуального отопления

Прежде всего, рассматривая данный вопрос, обращаемся в Закон Украины «О теплоснабжении», который определяет, что вопрос отключения от сетей централизованного отопления относится к компетенции органов местного самоуправления, которые должны способствовать оптимальному функционированию систем теплоснабжения на соответствующей территории.

Рекомендуем вам зарегистрироваться в сервисе nashkvartal.org.ua, для того чтобы быть в курсе важных новостей про ОСМД, ЖКХ и о вопросах недвижимости. После регистрации вам станет доступным широкий функционал — это и оплата услуг, и форум вашего дома и другие возможности.

РЕГИСТРАЦИЯ

Также, главным нормативно-правовым документом, регулирующим вопросы отключения от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды (далее — ЦО и ГВС) в многоэтажных жилых домах являются Правила предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведению, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2005 № 630 (далее — Правила), и Порядок отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения, утвержденным приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22.11 .2005 № 4 (далее — Порядок отключения). При этом отмечаем, что Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины № 169 от 06.11.2007 г.. С приказом № 4 были внесены изменения, из которых следует, что отключение от системы ЦО и ГВС осуществляется только при условии отключения всего дома.

Также, пунктом 26 Правил установлено, что отключение потребителей от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой осуществляется в случае, когда техническая возможность предусмотрена утвержденной органом местного самоуправления схемой теплоснабжения населенного пункта. При этом должна быть обеспечена бесперебойная работа инженерного оборудования дома и приняты меры по соблюдению в смежных помещениях требований строительных норм и правил а также норм проектирования реконструкции и капитального ремонта в части отопления. Также необходимо учитывать технические возможности и мощности внутридомовых сетей газо- и электроснабжения, так как при отключении от централизованного теплоснабжения основная нагрузка будет именно на эти сети.

Согласно статье 382 Гражданского кодекса Украины, сантехническое и другое оборудование, в том числе система отопления, если она обслуживает более одной квартиры принадлежит жителям на праве общей совместной собственности. Самовольное изменение системы отопления нарушает права других совладельцев. Поэтому необходимо согласие совладельцев.

Порядок отключения определяет процедуру отключения от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды:

Во-первых, орган местного самоуправления или местный орган исполнительной власти создает своим решением постоянно действующую межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов по отключению потребителей от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой.

Во-вторых, в соответствии с пунктом 2.1 Порядка отключения, владелец или владельцы жилого дома (или домов) должен обратиться к соответствующей Комиссии органа местного самоуправления (далее — Комиссия) с письменным заявлением об отключении от сетей ЦО и ГВС.

В заявлении об отключении от сетей ЦО и ГВС владелец (владельцы) дома отмечает причины отключения. К заявлению прилагается копия протокола общего собрания жильцов дома о создании инициативной группы по решению вопроса отключения от сетей ЦО и ГВС и принятия решения об устройстве в доме системы индивидуального или автономного отопления. Решение об отключении дома от системы централизованного отопления с устройством индивидуального отопления должно быть поддержано всеми собственниками помещений в жилом доме.

В-третьих, Комиссия рассматривает представленные документы только при наличии утвержденной органом местного самоуправления в установленном порядке оптимизированной схемы перспективного развития систем теплоснабжения населенного пункта (2.2 указанного Порядка отключения). Комиссия в месячный срок принимает решение об отключении от сетей ЦО и ГВС, установления индивидуальной (автономной) системы теплоснабжения и предоставляет задача начать сбор исходных данных и технических условий для изготовления проектной документации. При этом обязательно учитываются технические возможности существующих сетей газоснабжения, водоснабжения и электроснабжения данного населенного пункта или отдельного микрорайона по обеспечению питания предложенной владельцем (владельцами) системы теплоснабжения. Комиссия также предоставляет перечень организаций, к которым следует обратиться для получения технических условий для разработки проекта индивидуального (автономного) теплоснабжения и отделения от сетей ЦО и ГВС.

В-четвертых, работы по отключению от внутридомовых сетей ЦО и ГВС выполняются специализированной монтажной организацией, которая реализует проект, при участии представителя владельца жилого дома или уполномоченного им лица, представителя исполнителя услуг по ЦО и ГВС и владельца квартиры (нежилого помещения). По окончании работ составляется акт об отключении от сетей централизованного отопления, после утверждения которого на очередном заседании комиссии стороны пересматривают условия договора о предоставлении услуг по централизованному теплоснабжению.

Таким образом, приведенными правовыми актами урегулирован технические, экономические и правовые аспекты этого вопроса. В соответствии с этими требованиями, самовольное отключение от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды запрещено. Введение права потребителя на отключение жилого дома от сетей централизованного отопления и поставки горячей воды возможно лишь при условии комплексного учета технических, экономических и правовых аспектов решения этого вопроса и в условиях проведения всей процедуры отключения, установленной действующим законодательством.

В отдельных городах, где удельный вес квартир многоквартирных домов, перешедших на индивидуальное отопление в прошлые периоды, достигает у 60-70 процентов, органами местного самоуправления принимаются отдельные местные программы децентрализации систем централизованного теплоснабжения. В рамках таких программ объекты социальной инфраструктуры города переводятся на индивидуальные системы отопления, жителям квартир даются разрешения на устройство индивидуальных систем отопления, а для социально необеспеченных слоев населения предусматриваются средства в местных бюджетах для устройства индивидуального отопления в квартирах.