Про вывоз отходов с площадей зеленых насаждений на придомовых территориях и уборку улиц

24.01.2017

Про вывоз отходов с площадей зеленых насаждений на придомовых территориях и уборку улиц

Наступила осень и возникла необходимость в вывозе опавших листьев с придомовых территорий. Во многих городах услуга по вывозу твердых бытовых и крупногабаритных отходов отделена от услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и ее предоставляет другой исполнитель. И очень часто между предприятиями по содержанию домов и придомовых территорий и предприятиями по вывозу твердых бытовых отходов остро стоят спорные вопросы:

Рекомендуем вам зарегистрироваться в сервисе nashkvartal.org.ua, для того чтобы быть в курсе важных новостей про ОСМД, ЖКХ и о вопросах недвижимости. После регистрации вам станет доступным широкий функционал — это и оплата услуг, и форум вашего дома и другие возможности.

РЕГИСТРАЦИЯ

  • кто должен выполнять работы по вывозу отходов с площадей зеленых насаждений на придомовых территориях (опавшие листья, ветки и т.п.) и уличного смета;
  • в состав которых отходов входят отходы из площадей зеленых насаждений на придомовых территориях (для жилых домов и для предприятий, учреждений, организаций) и уличный смет;
  • в состав которого тарифа необходимо относить эти работы: в тариф на услуги по содержанию домов или в тариф на услуги по вывозу твердых бытовых и крупногабаритных отходов.

В настоящее время вопрос вывоза отходов от зеленых насаждений с придомовых территорий остается без четкого законодательного урегулирования.

Учитывая актуальность этого вопроса, попробуем разобраться, рассмотрев соответствующие законодательные и нормативные акты.
В действующих ранее приказах Минрегиона вопрос вывоза отходов из площадей зеленых насаждений на придомовых территориях (опавшие листья, ветки и т.п.) и уличного смета были четко определены в соответствующих приказах:

  • Приказ Минрегиона от 10.01.2006 №7 «Об утверждении Норм образования твердых бытовых отходов для населенных пунктов Украины»,
  • Приказ от 22.03.2010 №75 «Об утверждении Рекомендованных норм предоставления услуг по вывозу бытовых отходов».

Указанными приказами четко отмечалось, что нормы предоставления услуг по вывозу твердых бытовых отходов для жилых домов включают объемы образования уличного смета и отходов с площади зеленых насаждений на придомовой территории, а для предприятий, учреждений и организаций объем отходов с площади зеленого насаждения не входит в норму предоставления услуг по вывозу твердых бытовых отходов и при заключении договоров о предоставлении услуг по вывозу бытовых отходов его добавляют к средней в год нормы, исходя из нормы 8 л с 1 м2 зеленых насаждений.

Но, к сожалению, четкие и понятные приказы утратившими силу, а принятые вместо них просто вообще не учли часть этих вопросов.

Рассматривая данный вопрос, обращаемся прежде всего к Закону Украины «Об отходах», которым определено, что бытовые отходы — отходы, образующиеся в процессе жизни и деятельности человека в жилых и нежилых домах (твердые, крупногабаритные, ремонтные, жидкие, кроме отходов, связанных с производственной деятельностью предприятий) и не используются по месту их накопления.

Согласно статье 351 указанного Закона, сбор и вывоз бытовых отходов в пределах определенной территории осуществляются юридическим лицом, уполномоченным на это органом местного самоуправления на конкурсной основе в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, специально оборудованными для этого транспортными средствами.
Механизм предоставления субъектами хозяйствования независимо от формы их собственности услуг по вывозу бытовых отходов определены постановлением Кабинета Министров Украины от 10.12.08 № 1070 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу бытовых отходов» (далее — Правила).

В пунктах 6, 7 и 8 Правил предоставления услуг указано, что объем предоставления услуг рассчитывается на основании норм, утвержденных органом местного самоуправления, указанные нормы в жилых домах определяются на одного человека и пересматриваются один раз в пять лет. В случае если нормы не утвержден органом местного самоуправления, применяются минимальные нормы согласно приложению 2 к указанным Правилам.

Правилами определения норм предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденными приказом Минрегиона от 30.07.2010 №259, на основании которых осуществляются расчеты норм образования ТБО, не указано четко к каким видам отходов входят объемы образования уличного смета и отходов с площади зеленых насаждений на придомовой территории. Только в Приложении 2 к Правилам указанные Коэффициенты сезонной неравномерности образования ТБО, где самым высоким является осенний коэффициент (то есть с учетом увеличения объемов — опавших листьев и т.п.).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что нормы предоставления услуг по вывозу твердых бытовых отходов для жилых домов включают объемы образования уличного смета и отходов с площади зеленых насаждений на придомовой территории. То есть, при формировании тарифов на услуги по вывозу твердых бытовых отходов, учитываются нормы по объемам образования уличного смета и отходов с площади зеленых насаждений на придомовой территории (повышенный осенний коэффициент) и таким образом, вывоз таких отходов осуществляется исполнителем услуг по вывозу твердых бытовых отходов по установленным тарифам.

Такой вывод подтверждается нормами, определенными Методическими рекомендациями по определению морфологического состава твердых бытовых отходов, утвержденных приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины от 16.02.10 № 39. В соответствии с п. 1.8 настоящих Методических рекомендаций, к морфологического состава твердых бытовых отходов рекомендуется относить мелкое строительный мусор, камни, уличный смет и тому подобное.

То есть вопрос о уличного смета принципиально понятно — уличный смет входит в морфологического состава твердых бытовых отходов, поэтому дворники могут его выбрасывать в дворовые контейнеры под ТБО.

В то время, вопрос опавших листьев и веток остаются вне урегулирования нормативно-правовыми актами.

Обращаясь к постановлению Кабинета Министров Украины от 01.06.2011р. № 869 «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги», а также к приказу Минрегиона от 25.12.2013р. №603, определяем, что исполнитель услуг по содержанию домов и придомовых территорий только осуществляет уборку придомовой территории — подметание, уборка мусора с газонов, покос травы, уборка территорий от опавшей листвы и отнесения его в организованные места для дальнейшего вывоза. А дальнейшие действия и ответственность на законодательном уровне не определены.

Учитывая неопределенность вопроса, а также тенденции к децентрализации власти, обращаемся в Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине», статьей 30 которого предусмотрено, что решение вопросов сбора, транспортировки, утилизации и обезвреживания бытовых отходов, утверждение норм предоставления услуг по вывозу бытовых отходов относятся к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов.
Поэтому в каждом городе на уровне органов местного самоуправления принимаются локальные акты по урегулированию этого вопроса.
Так в отдельных городах решениями исполкома или приказами соответствующих профильных управлений или департаментов городских советов определяются места для организованного складирования отходов из площадей зеленых насаждений придомовых территорий (опавшие листья, ветки), ответственные за складирование и вывоз.

Следует помнить, что любая услуга требует соответствующих источников компенсации. Таким источником компенсации, в первую очередь, являются установленные органом местного самоуправления тарифы на услуги. Поэтому уже на местном уровне в каждом городе исключительно по усмотрению органов местного самоуправления вывоз опавших листьев и веток включается или в состав тарифов на услуги по содержанию домов и придомовых территорий, или в состав тарифов на вывоз твердых бытовых отходов.

Например, в городе Сумы вывоз опавших листьев включено в тарифы на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и это осуществляют исполнители услуг по содержанию домов, а в городе Никополь вывоз опавших листьев осуществляет исполнитель услуг по вывозу твердых бытовых отходов, а исполнители услуг по содержание домов только складируют его в организованные места для дальнейшего вывоза.